Сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ.
С каждым годом растет количество детей с ОВЗ. В связи с этим сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ должно занимать одно из основных направлений. Раннее выявление и своевременная коррекционно-развивающая работа, а так же психолого-педагогическое и медицинское сопровождение семьи позволит изменить траекторию дальнейшего развития ребёнка.Сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ осуществляется строго в соответствии с нормативно-правовыми документами и с соблюдением следующего алгоритма действия.
Какие документы оформляет педагог-психолог по работе с детьми ОВЗ
- Банк данных о детях ОВЗ, детях-инвалидах (по желанию).
- Журнал учёта форм работы педагога-психолога с детьми ОВЗ.
- Рабочие программы по работе с детьми ОВЗ.
- Индивидуальные образовательные траектории.
- Адаптированные образовательные программы.
- Карта сопровождения ребёнка с ОВЗ
Разработка адаптированной образовательной программы (АОП)
В ст. 79 п. 1 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» говорится:
«Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой….»
Это говорит о том, что каждая образовательная организация, в которой обучается ребёнок с ОВЗ, должна разрабатывать адаптированную образовательную программу (АОП). Как правило, данная программа разрабатывается в случае инклюзивного образования.
В АОП отражается , то как будет осуществляться образовательный процесс с ребёнком ОВЗ в общеразвивающей (комбинированной) группе: какие условия мы для него создаём, какие результаты планируем получить на выходе, как ребёнок посещает учреждение, как выстраивается система командного сопровождения и т.д.
Необходимость разработки адаптированной образовательной программы поставило передо мной ряд вопросов. Ответы на которые я искала, изучая, в первую очередь, нормативно-правовые документы, опыт коллег на просторах интернеты. Прослушала множество вебинаров, связанных с этой темой. В итоге я нашла для себя ответы на эти вопросы, с которыми хочу поделиться с вами.
Основные вопросы, возникающие в процессе разработки АОП
Вопросы | Ответы |
---|---|
Что является основание для разработки АОП? | Для разработки АОП основанием является заключение ПМПК. |
Нужно ли согласие родителей на разработку АОП? | Да, родители должны оформить письменное заявление на обучение и воспитание ребёнка по АОП. |
Кто участвует в разработке АОП? | Весь педагогический коллектив (методист, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и т.д.) |
На основе какой программы разрабатывается АОП? | АОП разрабатывается на основе ООП и дополняется Примерной АООП по соответствующей нозологии. ПАООП можно посмотреть на сайте https://fgosreestr.ru/ |
Что адаптируется в АОП по сравнению с ООП? | Сроки, содержание, условия, методы, приёмы, способы, формы работы, режим посещения, график организации образовательного процесса на протяжении дня и т.д. |
На какой срок разрабатывается АОП? | АОП разрабатывается на 1 год |
Кем утверждается АОП? | АОП рассматривается ППк, утверждается педагогическим советом, согласуется с родителями (законными представителями) и утверждается заведующим ДОУ. |
Ещё один вопрос, который касается разработки АОП относится к её структуре. Какой же должна быть структура АОП?
Структура АОП должна учитывать требования, предъявленные во ФГОС ДО к содержанию образовательных программ и утверждаться внутренним локальным актом дошкольного учреждения.
Ниже я хочу познакомить вас с одной из таких структур, которая построена таким образом, что каждый педагога, сопровождающий ребёнка с ОВЗ заполняет свой раздел. Данная структура программы представляет собой АОП совмещённую с индивидуальной образовательной траекторией (или маршрутом).
Примерная структура АОП
Целевой раздел. Данный раздел включает в себя:
- Пояснительную записку, которая включает: цели и задачи, принципы построения программы и планируемые результаты.
- Общие сведения об обучающемся.
- Данные о прохождение ПМПК
- Психолого-педагогическую характеристику ребёнка.
Содержательный раздел. Он включает в себя:
- Диагностический компонент.
- Воспитательный компонент.
- Коррекционно-развивающий компонент.
- Образовательный компонент.
- Организации работы с родителями в рамках программы.
Организационный раздел включает в себя:
- Специальные условия обучения и воспитания ребёнка в ДОУ.
- Индивидуальный учебный план.
- Расписание образовательной деятельности.
- Материально-техническое обеспечение программы.
- Учебно-методическое обеспечение программы.
Используемая литература: Инклюзивная дошкольная группа: Методические рекомендации по разработке индивидуальных образовательных маршрутов и программ для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Под ред. Л.А. Головчиц, Н.В. Микляевой
Подборка материала по сопровождению детей с РАС
РЕБЁНОК С РАС НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ТЕСТИРОВАНИИ В методических рекомендациях представлены краткие алгоритмы и рекомендации для медицинских (клинических) психологов. https://disk.yandex.ru/i/wCbtmCbKrtdTYw
СБОРНИК "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ТАБЛИЦАХ И АЛГОРИТМАХ"https://disk.yandex.ru/i/06FZoSiiCAT2tg
ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРВИЧНОЙ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ВЫРАЖЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И С ТМНР НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ Авторы: Е.Н. Елисеева, О.В. Истомина, Е.А. Рудакова https://disk.yandex.ru/i/D02o1F3MBSkkbw
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С РАС https://disk.yandex.ru/i/IfGVg_JEcDqEvg
Приключения другого мальчика Аутизм и не толь
ержка аутичных и отстающих в развитии детей.
Комплексное сопровождение детей с РАС.
ОВЗ
ИГРЫ И ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) https://disk.yandex.ru/i/q-KWo-DRax6mOA
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Автор: Штягинова Е.А. https://disk.yandex.ru/i/S79eR15DTW9jyA
КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ОВЗ https://disk.yandex.ru/i/CYnijvU35_W2AQ
ИГРАЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ. СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ https://disk.yandex.ru/i/b0Y6piP80psU6g
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ" https://disk.yandex.ru/i/_AeoUlNSgOEuag
Практикум для родителей https://disk.yandex.ru/i/GrCyUTWQqrwKxQ
КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ОВЗ
ПОДБОРКА МАТЕРИАЛА ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ЗПР
Игры и упражнения для детей с ЗПР https://disk.yandex.ru/i/W5DGJ3WqhB57Yg
Картотека игр для детей 5-7 лет с ЗПР. https://disk.yandex.ru/i/4s78O8sJ-TNIwA