Сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ.

С каждым годом растет количество  детей с ОВЗ. В связи с этим сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ должно занимать одно из основных направлений. Раннее выявление и своевременная коррекционно-развивающая работа, а так же психолого-педагогическое и медицинское сопровождение семьи позволит изменить траекторию дальнейшего развития ребёнка.Сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ осуществляется строго в соответствии с нормативно-правовыми документами и с соблюдением следующего алгоритма действия.

Какие документы оформляет педагог-психолог по работе с детьми ОВЗ

  1. Банк данных о детях ОВЗ, детях-инвалидах (по желанию).
  2. Журнал учёта форм работы педагога-психолога с детьми ОВЗ.
  3. Рабочие программы по работе с детьми ОВЗ.
  4. Индивидуальные образовательные траектории.
  5. Адаптированные образовательные программы.
  6. Карта сопровождения ребёнка с ОВЗ

В ст. 79 п. 1 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» говорится:

«Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой…

Это говорит о том, что каждая образовательная организация, в которой обучается ребёнок с ОВЗ, должна разрабатывать адаптированную образовательную программу (АОП). Как правило, данная программа разрабатывается в случае инклюзивного образования.

В АОП отражается , то как будет осуществляться образовательный процесс с ребёнком ОВЗ в общеразвивающей (комбинированной) группе: какие условия мы для него создаём, какие результаты планируем получить на выходе, как ребёнок посещает учреждение, как выстраивается система командного сопровождения и т.д.

Необходимость разработки адаптированной образовательной программы поставило передо мной ряд вопросов. Ответы на которые я искала, изучая, в первую очередь, нормативно-правовые документы, опыт коллег на просторах интернеты. Прослушала множество вебинаров, связанных с этой темой. В итоге я нашла для себя ответы на эти вопросы, с которыми хочу поделиться с вами.

Основные вопросы, возникающие в процессе разработки АОП

Вопросы Ответы
Что является основание для разработки АОП? Для разработки АОП основанием является заключение ПМПК.
Нужно ли согласие родителей на разработку АОП? Да, родители должны оформить письменное заявление на обучение и воспитание ребёнка по АОП.
Кто участвует в разработке АОП? Весь педагогический коллектив (методист, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и т.д.)
На основе какой программы разрабатывается АОП? АОП разрабатывается на основе ООП и дополняется Примерной АООП по соответствующей нозологии. ПАООП можно посмотреть на сайте https://fgosreestr.ru/
Что адаптируется в АОП по сравнению с ООП? Сроки, содержание, условия, методы, приёмы, способы, формы работы, режим посещения, график организации образовательного процесса на протяжении дня и т.д.
На какой срок разрабатывается АОП? АОП разрабатывается на 1 год
Кем утверждается АОП? АОП рассматривается ППк, утверждается педагогическим советом, согласуется с родителями (законными представителями) и утверждается заведующим ДОУ.

Ещё один вопрос, который касается разработки АОП относится к её структуре. Какой же должна быть структура АОП?

Структура АОП должна учитывать требования, предъявленные во ФГОС ДО к содержанию образовательных программ и утверждаться внутренним локальным актом дошкольного учреждения.

Ниже я хочу познакомить вас с одной из таких структур, которая построена таким образом, что каждый педагога, сопровождающий ребёнка с ОВЗ заполняет свой раздел. Данная структура программы представляет собой АОП совмещённую с индивидуальной образовательной траекторией (или маршрутом).

Примерная структура АОП

Целевой раздел. Данный раздел включает в себя:

  • Пояснительную записку, которая включает: цели и задачи, принципы построения программы и планируемые результаты.
  • Общие сведения об обучающемся.
  • Данные о прохождение ПМПК
  • Психолого-педагогическую характеристику ребёнка.

Содержательный раздел. Он включает в себя:

  • Диагностический компонент.
  • Воспитательный компонент.
  • Коррекционно-развивающий компонент.
  • Образовательный компонент.
  • Организации работы с родителями в рамках программы.

Организационный раздел включает в себя:

  • Специальные условия обучения и воспитания ребёнка в ДОУ.
  • Индивидуальный учебный план.
  • Расписание образовательной деятельности.
  • Материально-техническое обеспечение программы.
  • Учебно-методическое обеспечение программы.

Используемая литература: Инклюзивная дошкольная группа: Методические рекомендации по разработке индивидуальных образовательных маршрутов и программ для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Под ред. Л.А. Головчиц, Н.В. Микляевой

Подборка материала по сопровождению детей с РАС

РЕБЁНОК С РАС НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ТЕСТИРОВАНИИ В методических рекомендациях представлены краткие алгоритмы и рекомендации для медицинских (клинических) психологов. https://disk.yandex.ru/i/wCbtmCbKrtdTYw

СБОРНИК "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ТАБЛИЦАХ И АЛГОРИТМАХ"https://disk.yandex.ru/i/06FZoSiiCAT2tg

ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРВИЧНОЙ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ВЫРАЖЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И С ТМНР НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ Авторы: Е.Н. Елисеева, О.В. Истомина, Е.А. Рудакова https://disk.yandex.ru/i/D02o1F3MBSkkbw

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С РАС   https://disk.yandex.ru/i/IfGVg_JEcDqEvg

100-программ для аутистов

Приключения другого мальчика Аутизм и не толь

ержка аутичных и отстающих в развитии детей.

Комплексное сопровождение детей с РАС.

ОВЗ

ИГРЫ И ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)  https://disk.yandex.ru/i/q-KWo-DRax6mOA

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Автор: Штягинова Е.А.  https://disk.yandex.ru/i/S79eR15DTW9jyA

 КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ОВЗ  https://disk.yandex.ru/i/CYnijvU35_W2AQ

ИГРАЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ. СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ https://disk.yandex.ru/i/b0Y6piP80psU6g

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ"  https://disk.yandex.ru/i/_AeoUlNSgOEuag

Практикум для родителей  https://disk.yandex.ru/i/GrCyUTWQqrwKxQ

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ОВЗ

ПОДБОРКА МАТЕРИАЛА ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ЗПР

  Игры и упражнения для детей с ЗПР  https://disk.yandex.ru/i/W5DGJ3WqhB57Yg

Картотека игр для детей 5-7 лет с ЗПР.  https://disk.yandex.ru/i/4s78O8sJ-TNIwA